КАСТИЛЬОНЕ Джованни Бенедетто - КАСТИЛЬО́НЕ (Castiglione) Джованни Бенедетто (ок. 1610, Генуя - 1670, Мантуя), итальянский живописец, рисовальщик, офортист, изобретатель техники монотипии (оригинальных оттисков с рисунков тушью). Известен также по прозвищу «Иль Грекетто» (Il Grechetto).
В юности занимался у Дж. Б. Паджи и Дж. А. де Феррари, возможно, у анималиста С. Скорца. В его живописи проявилось характерное для мастеров Генуи влияние фламандской живописи (Рубенса (см. РУБЕНС Питер Пауль), анималиста Я. Рооса). Кастильоне путешествовал по Италии, в Венеции изучал живопись Д. Фетти (см. ФЕТТИ Доменико) и Й. Лисса, с 1634 жил в Риме и на него большое впечатление произвели «вакханалии» Пуссена (см. ПУССЕН Никола); с 1648 занимал пост придворного живописца в Мантуе, где познакомился с произведениями Рембрандта (см. РЕМБРАНДТ), его офортами. Камерные по характеру работы Кастильоне строятся на бурной контрастной динамике света и тени, теплой красочной гамме, богатстве световых эффектов. В традиции мастеров Генуи его привлекало написание сельских сцен, пасторалей в жанре которых он облекал библейские («Встреча Ревекки и Исаака», Рим, галерея Корсини; «Путешествие Авраама», Генуя, Палаццо Россо) или мифологические сцены («Фавн и пастушка», Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Порой в его полотнах на сюжеты из Священного писания («Поклонение пастухов». Генуя, Сан Лука) персонажи выглядят как мифологические герои, подобно пастуху-волынщику в алтарном образе из Генуи. В картинах Кастильоне часто изображает животных, унаследовав эту традицию от мастеров Генуи, где сильно было влияние живописцев Фландрии. Таковы его полотна из серии, посвященной истории Ноя - «Ноев ковчег» (Дрезден, Картинная галерея), «Вход животных в Ноев ковчег» (Милан, Брера). В поздних произведениях Кастильоне мир сельской идиллии насыщается большим беспокойством, в его работах появляются ноты тревоги, драматического истолкования сюжетов («Распятие», Генуя, Палаццо Бьянко; «Изгнание торгующих из храма», Лувр). В графике Кастильоне (рисунке, офорте) проявилось увлечение манерой Рембрандта, сохранившееся до конца жизни.